Почему алкоголиков лечат, а курильщиков - нет?\
С каждым годом борьба с табакокурением в Казахстане ведётся всё интенсивнее. Курильщикам запрещено вдыхать дым в кафе, ресторанах, госучреждениях и других общественных местах. Табачная продукция растёт в цене, а на устрашающие картинки на пачках сигарет слабонервным лучше не смотреть. Тем не менее число любителей табака, похоже, не уменьшается.
Так привычка это или всё же болезнь, сродни наркомании и алкоголизму? А если так, то почему государство не лечит таких людей, предпочитая использовать лишь запретительные меры? Найти ответы на эти и другие сопутствующие вопросы мы попытались с помощью главного врача Городского центра медико-социальной коррекции (ГЦМСК) Алматы Гульсары Сулейменовой и врача-нарколога Алексея Любушкина.
Ненаркотическая зависимость
По словам Гульсары Ракиметоллаевны, табакокурение всё же не вредная привычка, а зависимость, и если человек курит 20-30 лет, то он, безусловно, зависим от никотина. Правда, к зависимости можно отнести и многолетнее употребление чая и кофе. Симптомы у курильщика и «кофеинщика» при отсутствии очередной «дозы» схожи - раздражительность, головная боль, нарушения сна. То есть наблюдается не только психологическая, но и физическая зависимость. Однако табак, как и чай, в отличие от алкоголя и наркотиков, не относится к психоактивным веществам и лечение табакокурения не входит в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, который определён государством. Соответственно, на лечение таких граждан средства из бюджета не выделяются.
- Вообще, средства выделяются для проведения профилактической работы - поясняет Гульсара Сулейменова. - В Казахстане существуют специализированные Центры здорового образа жизни, задача которых - проведение профилактической работы через печатные и электронные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет) и наружную рекламу. То есть ими используется так называемый профилактический коммуникативный блок, который каждый день должен оказывать благотворное воздействие. Если лечение может распространяться на определённое количество людей, то коммуникативный блок должен воздействовать на всё население.
Такие профилактические мероприятия в первую очередь рассчитаны на молодёжь, которая должна выбирать здоровый образ жизни и не приобщаться к табаку. Но они могут оказать воздействие и на заядлого курильщика. В принципе, как утверждает Г. Сулейменова, с никотиновой зависимостью может самостоятельно справиться любой человек, независимо от стажа курения. Для этого у него должна быть по-настоящему сильная мотивация.
-Чаще всего мотивацией является состояние здоровья, - говорит Гульсара Ракиметоллаевна. - Например, если человек курил 20-30 лет, но перенёс инфаркт миокарда или другое заболевание, находился на грани смерти и понимает, что курение может спровоцировать дальнейшее ухудшение здоровья, он откажется от сигареты. Другой вариант - это когда человек начинает осознавать, что курение вредит не только его здоровью, но и мешает нормально жить его семье. Например, на деньги, которые он тратит в течение года на сигареты, можно купить компьютер для своего ребёнка или горный велосипед.
Помощь врача
не помешает
Итак, теоретически бросить курить совсем не сложно. Однако на практике всё не так. И главная проблема в том, что далеко не каждый курильщик может найти для себя тот самый мотив. При этом многие идут на ухищрения - заменяют обычные сигареты на электронные, используют различные никотинсодержащие жвачки, пластыри, таблетки. Но как показывает практика, без должной мотивации особого эффекта они не принесут. Все эти средства являются лишь никотинозамещающими препаратами, способствующими постепенному снижению дозы никотина в организме. Процесс этот очень длительный, иногда для того чтобы бросить курить таким образом, кому-то потребуются годы.
- Многие не понимают: чтобы найти эти мотивационные факторы, простого желания бывает недостаточно и требуется помощь специалистов,- поясняет Алексей Любушкин. - За 20-30 лет курения формируются определённые привычки, связанные с ним. И эти привычки приходится переформировывать с помощью психологов и психотерапевтов.
Такие услуги стоят денег. Первичный консультативный приём обойдётся в 1500 тенге, а общий курс лечения стоит более 11 тысяч. Сюда входит посещение врача-нарколога, занятия с врачом-психотерапевтом и психологом, назначение и проведение различных процедур.
- Всего в течение года на первичную консультацию к нам приходило более 200 человек, однако полную терапию прошли только 20, - рассказывает Алексей Любушкин. - То есть остаются лишь те люди, которые действительно хотят что-то изменить в своей жизни. Остальные же приходили либо под давлением семьи, либо только для того, чтобы уверить самих себя, что они пытались, но не помогло, хотя на самом деле они даже не старались изменить своё поведение.
Владимир ДЕМИДОВ
Коллаж Ашота ВАРДАНЬЯНА