Три женщины до смерти забили мужчину ногами, 20-летняя девушка убила сожителя, который никогда ее не обижал, преуспевающая дама бальзаковского возраста осталась без крыши над головой. Эти истории объединяет то, что их героини неравнодушны к спиртным напиткам. Почему казахстанки спиваются? Какие профессии считаются самыми пьющими? И излечим ли на самом деле женский алкоголизм? Ответы на эти вопросы знает заведующий женским отделением алматинского наркологического центра медико-социальной коррекции Ермек Жумаев.
Гендерное равенство вкупе с социальными проблемами частенько приводит к крайне нежелательным последствиям. Если каких-то 100 лет назад появление в обществе пьяной женщины считалось величайшим позором, то многие наши современницы наравне с мужчинами употребляют водку, виски, коньяк и ром. Более того, вино, пиво и шампанское прекрасные леди считают абсолютно безобидными для здоровья напитками, практически ничем не отличающимися от сока или лимонада. Меж тем женский алкоголизм в Казахстане – явление нередкое, и бороться с ним необходимо начинать до того, как ситуация выйдет из-под контроля. Ермек Жумаев не понаслышке знает о том, сколько судеб разрушила пагубная страсть к горячительным напиткам. Он более 20 лет помогает своим пациенткам избавиться от алкогольной зависимости и возвращает их к нормальной жизни с истинными ценностями.
Уят – это не протянуть руку помощи
– Главная беда семей, в которых есть пьющая женщина, – боязнь огласки и нежелание признать проблему на ранних стадиях заболевания, – говорит Ермек Жумаев. – Родственники опасаются осуждения со стороны соседей и друзей, их страшит позор, поэтому они пытаются сами повлиять на пьяницу. Однако уговоры и слезы не дают никакого результата. Алкоголичка обещает исправиться, клянется, что «в понедельник завяжет раз и навсегда». Но ничего не меняется. Проходит немало времени, и семья принимает решение лечить даму. Казалось бы, в Алматы есть городской Наркологический центр медико-социальной коррекции, где работают дипломированные специалисты высокого уровня с внушительным стажем, а медицинская помощь оказывается здесь абсолютно бесплатно. Но нет. Все дружно отправляются в турне по народным целителям и «мэтрам кодировки», обитающим на бескрайних просторах Интернета. Все эти походы обходятся в круглую сумму. Параллельно выкладываются деньги на приобретение разрекламированных чудо-лекарств, якобы полностью избавляющих людей от тяги к спиртному. Сказочного выздоровления так и не происходит. И вот, когда семья уже потратила все деньги и даже умудрилась влезть в долги и кредиты, расплачиваясь за очередное волшебное средство, наступает день для обращения в наш центр. Больная же за это время поверила в то, что ее никто не в состоянии исцелить и приобрела вторую стадию алкоголизма. Дорогие мои земляки, убедительно прошу вас не затягивать с визитом к наркологу, не забивать себе голову «уятом» и «позором», не слушать легенды об экстрасенсах, лечащих пристрастие к водке свечами, заговорами и настоями трав. Оказать алкоголикам действенную помощь могут лишь профессионалы.
– Каков средний возраст ваших пациенток?
– Лечение в центре проходят и 18-летние девушки, и бабушки, отметившие 80-й юбилей. Чаще всего, конечно же, за помощью обращаются женщины детородного возраста. В отделении 35 коек, и ни одна из них не пустует ни дня. Выписывается пациентка, и ее место тут же занимает другая.
– Как долго идет лечение?
– К каждой больной мы применяем индивидуальный подход, поэтому женщины у нас находятся от 15–20 дней в остром отделении с дальнейшей реабилитацией и от полугода до двух лет по решению суда в принудительном порядке. Пациенток не отпускают домой на выходные и праздники, потому что они серьезно больны и не могут контролировать свои желания. Стоит им до окончания лечения оказаться за пределами центра, как они сразу же возьмутся за стакан. Заходишь в палату, а там только и разговоры о былых возлияниях.
– Почему женщины становятся алкоголичками?
– Здесь много причин. Может быть, сейчас обижу некоторых женщин, но за годы работы я заметил, что больше всего пьяниц в сфере торговли и общепита. Причем спиваются продавцы, реализующие свой товар под открытым небом, на барахолках и базарах. Зимой они согреваются коньяком и водкой, летом спасаются от жары пивом, любое событие в семье или успех в бизнесе они отмечают выпивкой. Аналогичная картина складывается в кафе и ресторанах. Обслуживающий персонал допивает спиртное, оставшееся от гостей, и потихоньку идет верной дорогой к алкоголизму. Кстати, среди молодых женщин набирает обороты пивной алкоголизм. Пара бутылочек после напряженного трудового дня – для них норма. Причем близкие тоже не видят надвигающуюся беду. Вместо того чтобы бить в колокола, они снисходительно улыбаются. Мол, пиво же, не водка.
К слову, пьяниц можно узнать и по тому, как они говорят об алкоголе. Они используют лишь уменьшительно-ласкательные формы: водочка, коньячок, шампусик, винишко, пивко, вискарек. А еще алкоголики никогда не признают свою болезнь. Они постоянно сравнивают себя с теми, кто опустился еще ниже. «Да, я спала сегодня в арыке. Но всего однажды. Любка каждую ночь под заборами валяется!». «Хорошо, я пила три дня подряд. Моя знакомая Айгерим вообще неделю не просыхала!». Корень бед в том, что в Казахстане вообще нет культуры питья. Во времена СССР лучшим спиртным напитком считался армянский коньяк, но в Армении не было ни одного вытрезвителя! Вот нам надо у армян и грузин поучиться правильному отношению к алкоголю.
– Как проходит лечение в центре?
– Наш центр работает на средства, выделенные государством. Он оснащен лучшими лекарственными препаратами, наши врачи постоянно совершенствуются, регулярно принимают участие в международных форумах и семинарах, обмениваются передовым опытом с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Пациенты находятся в просторных отремонтированных палатах, получают полноценное лечение и питание. С ними проводят беседы психологи и психотерапевты, наркологи подбирают оптимальную схему лечения с учетом индивидуальных особенностей больных. Отдельно мы работаем и с родственниками пациентов, ведь от них тоже зависит конечный результат.
Счастье было так близко
Обычно алкоголики отказываются беседовать с журналистами, но подопечные Ермека Жумаева охотно согласились рассказать о себе при условии соблюдения анонимности. Женщины заходили в кабинет и, не пряча слез, говорили о том, что привело их сюда.
– Я родилась в благополучной семье, – начинает Мадина. – В 15 лет попробовала водку, чтобы продемонстрировать новым друзьям, какая я «взрослая». Мне сразу понравилось состояние легкости и смелости. Я шутила, смеялась, вела себя вызывающе. Не прошло и полугода, как я уже плотно подсела на алкоголь. Искала любой повод выпить и всегда находила. Мама повела меня к народному целителю, и он пообещал, что я брошу пить. Какое-то время я действительно воздерживалась, но только потому, что меня держали под замком и не выпускали на улицу. Но ведь нельзя человека всю жизнь продержать взаперти. Я вышла из квартиры и в этот же день напилась до беспамятства. С тех пор вся моя жизнь – череда пьянок и завязок. Я и работу всегда себе ищу поближе к спиртному. Десять лет официанткой работаю. Правда, меня постоянно выгоняют за пьянство. Недавно сама приняла решение лечиться. Так дальше нельзя… Жаль, мама не дожила.
– Я не употребляла алкоголь до 50 лет, – вступает в беседу Самал. – С красным дипломом окончила педучилище и ЖенПИ, работала учителем в две смены, утром подметала двор, ночью сторожила. Мне нужны были деньги, чтобы поставить на ноги детей, дать им достойное образование. Я вырастила и выучила троих малышей и вдруг почувствовала, что они больше во мне не нуждаются. У них свои семьи, а я сама по себе. Семь лет я топлю обиду в водке. Допиваюсь до ужасного состояния, соседи пальцем на меня показывают, подростки смеются вслед. Надо меняться. Мне есть ради кого жить. У меня внуки подрастают, им бабушка нужна добрая и внимательная, а не та, что рюмку за рюмкой опустошает.
В отделении, возглавляемом Ермеком Жумаевым, лежат женщины с разными судьбами. Алена стала наркоманкой в 12 лет, и собственный папа посоветовал ей колоться в области паха, чтобы учителя и одноклассники ее не «спалили». Сабина вместе с двумя подругами забила насмерть человека, и даже не помнит за что и почему. Катю лишили родительских прав, и бывший муж уехал с детьми в другой город. Эти женщины могли бы быть счастливыми, если бы не алкоголь и наркотики.
– Предупредить болезнь намного проще, чем лечить. Поэтому при поддержке государства мы проводим множество профилактических мероприятий, при центре функционирует клуб психологической помощи, в котором любой желающий может получить бесплатную консультацию, – говорит Ермек Жумаев. – Я настоятельно рекомендую казахстанцам не позволять себе смотреть на проблему алкоголизма сквозь розовые очки. Если кто-то из ваших близких пристрастился к спиртному, не уповайте на чудо, срочно идите к специалистам. Наш центр открыт круглосуточно, мы работаем без выходных. Приходите к нам, и мы вам обязательно поможем!