Известный казахстанский фотограф открыто заявил о своей гомосексуальности. Он провел каминг-аут в социальных сетях и снялся в программе секс-символа отечественной журналистики Люси Ярковой. О том, как изменилась его жизнь после столь смелого признания, Евгений Морозов рассказал читателям «ЭК».
Каминг-аут – это процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальным меньшинствам. В странах Европы и США публичными высказываниями такого рода уже давно никого не удивишь, для Казахстана это в новинку. К примеру, исполнитель роли волшебника Гэндальфа в культовом фильме «Властелин колец» Сэр Иэн МакКеллен заявил о том, что он гей, еще в 1988 году. Кристиан Нэйрн, известный казахстанцам по роли Ходора в сериале «Игра престолов», тоже не скрывает своей любви к мужчинам. Более того, пять лет назад он признался, что долго ждал от журналистов вопроса о своей сексуальной ориентации. Но одно дело толерантный Запад, и совсем другое – Восток, где сильны традиции и даже разговоры о гендерном равенстве зачастую вызывают бурные споры. В Казахстане признание в гомосексуализме может привести к крайне печальным последствиям. Однако Евгений Морозов все же решился на этот шаг.
– Близкие мне люди давно знают о том, что я гей, и мой каминг-аут не стал для них сюрпризом. Зато признание помогло мне самому определиться, кто мне друг, а кто – так, просто погулять приходил, – с улыбкой говорит Женя. – Честно скажу, некоторые знакомые тут же поспешили от меня отписаться и удалить меня из списка друзей, но всепоглощающей волны гневных комментариев и негативных отзывов я до сих пор не дождался. Наоборот, меня поддерживали, теплые отклики поступали и от незнакомцев. После передачи для интернет-канала Люси Ярковой тоже ничего не изменилось. Лишь одна из подруг обвинила меня в попытке «хайпануть на гействе».
– Довольно опасный для Казахстана хайп, не находишь?
– Однозначно. У нас же гомосексуалов принято осуждать по умолчанию. Пожалуй, для многих казахстанских родителей сын, отбывающий в тюрьме срок за серию кровавых убийств, во сто крат лучше самого законопослушного гея. Смех смехом, но настолько несправедливое отношение не может не задевать. Нельзя судить человека по его сексуальным пристрастиям. Натурал, бисексуал и гомосексуал… В первую очередь человек, личность! Перестали люди общаться со мной, узнав мою «страшную» тайну, значит, я никогда не был им дорог.
– В беседе с Люсей ты сказал, что женщины возбуждают тебя не больше, чем жирафы.
– Конечно же, я шутил. Надеюсь, что мой искрометный юмор никого не обидел. Просто мне часто задают вопрос: «Возбуждают ли тебя женщины?». Обычный отрицательный ответ всей картины не раскроет, вот и посоветовал Люсе запереться в комнате наедине с жирафом, а потом проанализировать собственные чувства и оценить, насколько тот показался ей сексуально привлекательным. К слову, красоту женщин отлично вижу и тонко чувствую, ведь я работаю в разных направлениях, включая съемку в стиле ню. Обнаженные девушки на моих фотографиях выглядят чувственными и страстными, но я не делаю коктейлей из работы и любви. Более того, я ни разу не занимался сексом с женщиной даже из любопытства. В девятом классе пытался сломать себя, пойти против своей природы, встречался с девушкой, однако ничего не получилось.
– Как отреагировал ваш любимый человек на выход передачи?
– Честно скажу, особых восторгов я не заметил. Нет, он не осуждал меня, мы не поссорились, но он не хотел, чтобы я ставил ссылку на программу у себя в соцсетях. Я за честность во всем. Понимаю тех, кто скрывает гомосексуальность от родственников и коллег, их опасения и сомнения мне глубоко понятны, но сам притворяться не умею.
– Ты запустил проект в поддержку ЛГБТ-сообщества – поочередно красишь волосы в цвета флага сексуальных меньшинств. Какой тон тебе ближе всего?
– В зеркале мне приятно видеть себя блондином, в естественной окраске (смеется). Несмотря на это, прерывать проект точно не стану. Сейчас я синеголовый, остался последний цвет – фиолетовый. С каждым цветом волос связаны разные истории. Например, будучи в оранжевой поре, я получил поздравление от школьников в канун 8 Марта. Порой люди реагируют на мои парикмахерские эксперименты довольно неадекватно: смотрят на меня разинув рот, тайком фотографируют, недоуменно переглядываются со спутниками, показывают пальцем, осуждающе цокают языком и закатывают глаза к небу. Отношусь к их реакции с олимпийским спокойствием.
– Ты талантливый фотограф. Не думал создать первую фотовыставку, героями которой стали бы люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией?
– Эта идея зреет во мне давно. Надеюсь, что когда-нибудь она из мечты превратится в реальность. Я знаю людей, готовых поддержать мой проект и сфотографироваться не со спины и без черных квадратиков, скрывающих лица. Обязательно приглашу тебя на презентацию.
– Можно ли считать твой каминг-аут призывом ко всем геям выйти из тени?
– Ни в коем случае. В силу местного менталитета подобное признание влечет за собой немало проблем. Человека могут выгнать из дома, вынудить уволиться с работы, подвергнуть гонениям, подтолкнуть к самоубийству. Здесь надо действовать с умом, взвесить все «за» и «против», понять, готов ли ты сам к признанию. Я ни разу не пожалел о своих откровениях, но никому не могу дать гарантию, что у него тоже все сложится аналогичным образом. Всем людям желаю любви и милосердия. Если наш мир что-то и спасет, то не красота, а доброта.
Неприятие в семье – далеко не единственная проблема гомосексуалов. Им гораздо тяжелее смириться с предательством друзей. Еще вчера ничто не предвещало беды, а сегодня, узнав о сексуальной ориентации, с ним рвут отношения. Ситуацию значительно усложняет то, что человек вынужден постоянно скрывать свою любовь от других, он десятилетиями живет под маской, что приводит к депрессиям и нервным срывам. Он остро нуждается в дружеском участии, ему невероятно тяжело.
Казалось бы, иди на консультацию к психологу, и гарантированно получишь помощь, но риск встретиться с гомофобно настроенным специалистом в Казахстане довольно высок. Однако опускать руки и сдаваться не стоит. Я приглашаю геев к нам. В нашем центре квалифицированные сотрудники ответят на любые ваши вопросы и обязательно окажут поддержку.
О ложных стереотипах и негативном отношении людей к гомосексуалам все мы знаем не понаслышке. Я сама после интервью в «ЭК» на тему однополой любви столкнулась с поразительным невежеством земляков. В комментариях к статье, которую выложила в Интернете начальник пресс-службы Центра психического здоровья, люди советовали мне пойти к баксы, чтобы он снял с меня порчу и изгнал бесов.