Казахстанские дети, как и многие их сверстники из разных стран, на время карантина перешли на дистанционное обучение. Несомненно, это стресс как для детей, так и для педагогов с родителями. О том, как свести все негативные эффекты к минимуму, «ЭК» рассказала психолог алматинского Центра психического здоровья Марина Федченко.
– Есть несколько нехитрых правил, следуя которым мы создадим дома обстановку для комфортного обучения детей на дистанционке, – говорит Марина Федченко. – В первую очередь необходимо поддерживать привычный распорядок дня. Соблюдайте установленное время сна и бодрствования, приема пищи, продолжительность выполнения домашних заданий, часы досуга. Родителям и близким ребенка важно постараться спокойно, с пониманием относиться к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от настроения и чувств взрослого человека, находящегося рядом с ним. Помните, что любое неосторожное действие, грубое слово, раздраженный окрик или обидный комментарий способны подействовать на ребенка как спусковой механизм и включить болезненные переживания. Воздержитесь от чрезмерной критики, хвалите ребенка за успехи, поощряйте хобби и увлечения. Станьте для него не просто родителем, но и другом, которому можно доверять.
– Как не поддаться панике и правильно организовать обучение ребенка на дому?
– Придерживайтесь информационной гигиены. Не перегружайте себя и детей негативной информацией, не поддавайтесь на провокации авторов фейковых новостей. Не обсуждайте с ребенком подробности ужасов из Интернета, не смакуйте данные о количестве заболевших и умерших.
Что касается учебного процесса, то для начала основательно разберитесь в полученных от школы рекомендациях об организации дистанционного обучения детей. Взрослые найдут немало положительных моментов в дистанционных уроках, если попробуют заниматься ими вместе с ребенком. Ни для кого не секрет, что современные дети испытывают дефицит полноценного общения с родителями. Сейчас отличное время для исправления ситуации.
– Как проводить свободное время?
– Необходимо получать положительные эмоции, переключать мозг на что-то приятное, интересное и полезное. Отличная идея – проводить литературные вечера, вместе читать книги, смотреть семейные фильмы, проводить досуг за настольными играми. В компании с детьми выполняйте в перерывах между занятиями физические упражнения (прыжки, бег на месте, повороты, наклоны), танцуйте, пойте. Находите время для совместных дел вроде уборки или приготовления еды. Ухаживайте вместе за домашними животными и комнатными растениями, дайте простор вашей фантазии. Например, устройте театр теней, проведите пикник.
– Но ведь из дома разрешается выходить лишь в магазин и аптеку?
– Правильно. Но кто сказал, что пикник обязательно проводить только на лоне природы? Обсудите меню, упакуйте еду в корзинку и постелите одеяло на полу в гостиной. Включите запись пения птиц, журчания воды, шума прибоя – и перенеситесь мысленно на природу! Изучайте с детьми карту мира и традиции разных народов.
– Какие полезные уроки ребенок и родитель могут извлечь из этой ситуации?
– Сила людей – в их единстве. И именно в трудные времена нам нужно сплотиться, почувствовать плечо близких и дорогих нам людей. Уважаемые родители, разговаривайте с детьми больше, предоставьте им достоверную информацию о происходящем, объясните, что в стране в целом и непосредственно в вашей семье все находится под контролем. У ребенка должно оставаться чувство несокрушимой базовой опоры, уверенность в защищенности. Это очень важно. Именно ваше достойное поведение в непростых жизненных ситуациях задает детям алгоритм взаимодействия с различными проблемами во взрослой жизни.
Нужно помнить, что детям тоже нелегко, они в закрытом пространстве и лишены привычных развлечений, общения со сверстниками, прогулок. Нам предоставлен реальный шанс узнать друг друга поближе, без вечной спешки и суеты. Дистанционное обучение вкупе с домашним карантином – время для разговоров по душам и отличная возможность приобщить детей к дисциплине, пунктуальности, выполнению обязанностей по дому. Донесите до ребенка простую истину: пребывание дома не наказание, а возможность для освоения новых навыков, получения знаний и выполнения полезных дел.